ВСТАВАЙ! ВРАГ У ВОРОТ! ВРАГ У ВОРОТ!
Неподалеку от Бостона, Массачусетс, есть пригород площадью в одну квадратную милю, под названием Чарльзтаун, в котором происходит больше вооруженных ограблений машин и банков, чем во всех Соединенных Штатах. Это сплоченная коммуна выходцев из Ирландии, которая долгое время изводила полицию. Снова и снова прокуроры попадали в безвыходное положение, сталкиваясь с настоящим заговором молчания, корни которого лежали в исторически сложившемся недоверии жителей рабочего района к чужакам. Никто ничего не видел, даже когда преступление совершалось у всех на глазах. Культура местности была такова, что никто не желал становиться доносчиком и говорить с городскими хлыщами. Даже если дело касалось ограбления банка.
СТАТЬЯ«В Чарльзтауне было наибольшее количество ограблений банков на душу населения, при том, что вы были бы шокированы, узнав, сколько совершается ограблений банков в том же Лос-Анджелесе», говорит Бен Аффлек, выросший неподалеку отсюда, в соседнем Кэмбридже (Калифорния). «Ограбления совершаются чаще, чем мы думаем, потому что их не афишируют. Перестрелки и ограбления бронированных инкассаторских машин происходят редко и осуществляются профессионалами. Такими, как те, что показаны в картине».
Чарльзтаун является одним из героев фильма «Город (воров)», который вот-вот выйдет на экраны. Собственно, название было выбрано от названия местности, в которой и происходит действие картины. Фильм является второй работой Аффлека как режиссера после отлично воспринятой критиками короткометражки Gone Baby Gone (2007 г.), за сценарий которой актер даже получил Оскар. Хотя обе истории рассказывают об определенной территории и о людях, которые там живут, для Аффлека выбор того же самого места был скорее недостатком, чем достоинством.
«Когда мне предложили эту картину, мне не понравилось только то, что все происходит в Бостоне», говорит Аффлек. «Gone Baby Gone была чем-то вроде любовного послания Бостону, и, наверное, мне не хотелось повторяться. А потом я начал понимать, что в этой истории есть, действительно, очень интересные темы, и у меня есть возможность собрать классный каст, чтобы получилось выдающееся шоу. Вот я и подумал, на что я жалуюсь? Нужно просто делать. И еще там была отличная роль для меня».
Преступная жизнь
«Город воров» это жесткая драма о крутых грабителях банков, выросших в узком пространстве своего опасного района. Аффлек играет Дуга МакРэя, в прошлом подающего надежды хоккеиста, покинувшего спорт, и к моменту событий картины начавшего задумываться о лучшей жизни и о том хорошем в его собственной личности, что он отринул, окунувшись в преступную жизнь. Центром притяжения для Дуга и всех неприятностей, его окружающих, является Джем (Джереми Реннер, номинировавшийся на Оскар за роль сержанта Уильяма Джеймса в фильме «Повелитель бури».)
Два друга, вместе с остальными членами их банды из четырех человек, выросли на жестоких улицах Чарльзтауна, где перспектива порвать с преступностью и жить честно, весьма туманна. Их долгие отношения, их близость, почти братская, становится для Дуга ловушкой, из которой он, кажется, не может вырваться. «Дуг хочет изменить свою жизнь», говорит Аффлек. «Он хочет исправить то, что натворил, чего стыдится. Он также хочет сохранить любовь, которую чувствует по отношению к своему другу, показать, насколько важен ему друг и все то, что их связывает по жизни».
Этот вид удушающей дружбы, которая подавляет личность героя, является тем аспектом, который созвучен Аффлеку. «Идея о том, что друг сделает для тебя все на свете, потому что он любит тебя, интересует меня уже очень давно», поясняет он. «Думаю, эта идея близка любому. Для женщин, и особенно для мужчин такие друзья детства действительно очень важны. Он является всем, и, в то же время, олицетворяет все самое нездоровое в жизни. У Дуга и Джема очень сложная история. И история эта, уходящая далеко в их прошлое, основанная на верности и дружбе, связывает их очень крепко».
У обоих героев есть шрамы, но шрамы Джема глубже и сложнее. Для Джема ограбления банков являются естественным продолжением их дружбы. «Знаете, хороший друг дотащит тебя, а очень хороший друг поможет тебе дотащить тело», смеется Реннер. «Если такое случается в жизни – это настоящее чудо. В этом есть что-то, в самом деле, притягательное. Джем и Дуг были друзьями с самого детства. Они опирались друг на друга. Но Дуг решил оставить ту жизнь, которую они вместе проживали в течение тридцати лет, и это создает напряжение в группе. И они пытаются вернуть его, типа, чувак, мы грабители банков, это все, что мы можем делать».
Подбор актеров
Аффлек задействовал Реннера, потому что тот был способен показать человеческую составляющую Джема за его жестоким фасадом. «Эта двойственность просто сочится из него на протяжении всего фильма», говорит актер/режиссер. «Мне повезло с Джереми, потому что все поступки Джема плохие. Но каким-то образом, он играет это так, что вам нравится все, что делает его персонаж; даже, наверное, слишком сильно нравится, если честно. Он играет так, что вы видите истинную сущность героя, видите их узы».
Реннер, все еще коротко стриженный для роли, говорит, что Дуга и Джема движут различные идеалы. «Думаю, что Джем четко осознает пределы своих возможностей и ему в них комфортно. Это восхитительно. Думаю, Джем был бы рад продолжать делать то, что они делают, до тех пор, пока его не схватят или не убьют. В этом есть что-то животное – знать то, что ты хочешь. Не важно, жертва он обстоятельств или нет, но, думаю, ему, в самом деле, нравится то, что он делает».
Катализатор, который наставляет Дуга на путь истинный, появляется внезапно, когда Дуг и его банда берут заложника во время неудачного ограбления. Этим заложником становится менеджер банка Клэр Кизи (Ребекка Холл, «Вики, Кристина, Барселона»), новенькая, недавно переехавшая в Чарльзтаун, и меняющая лицо рабочего городишки на чистенькую физиономию облагороженного пригорода. Хотя грабители освобождают ее на пляже босую, с завязанными глазами, Дуг все равно находит ее, чтобы выяснить, что ей известно, и что она может рассказать властям. Но он слишком сближается со свидетелем против себя самого.
«Я думала, насколько интересно было окружающим видеть такую молодую яппи, живущую по соседству», рассуждает Ребекка Холл на своем родном британском английском, хотя в фильме она играет уроженку Бостона. «А то, что она являлась менеджером банка очень сильно отличало ее от обычной женщины того района. В ней должны были быть и сила и дерзость. И на протяжении всего фильма на нее постоянно давят». В момент ее наибольшей уязвимости, после ограбления, на ее пути встречается Дуг, который подставляет ей свое плечо. И они все больше времени проводят вместе, пока Дуг играет свою опасную игру на перекрестке собственных прошлого и будущего.
Для Дуга Клэр олицетворяет собой выход из тупика, в котором он находится. «Дуг думает, вот женщина, которая спасет меня, мой выход», говорит Аффлек. «До сих пор в его жизни не появлялось никого из тех, кто мог показать ему другую дорогу».
Переигрывая (использована игра слов – ham up – переигрывать, John Hamm – имя актера)
Джон Хэмм известный своим многогранным исполнением роли в телесериале «Безумцы», играет Фраули, который подбирается к банде грабителей банков и совершенно не интересуется тем, какие трудности в жизни они испытывают. Фраули не из Бостона. Он – агент ФБР, присланный расследовать дело совместно с полицией Бостона и Массачусетса. Он пришлый, с какой стороны ни посмотри. «С точки зрения Фраули тут все предельно ясно», говорит Хэмм. «Дуг преступил закон и должен заплатить за это. Не надо грабить банки. Вот мантра Фраули: «Мы должны их схватить. Это наша работа». Собственно, такова точка зрения всех ребят, работающих по делам ограблений в полиции Бостона, с которыми я общался. Они смотрят на этих людей без розовых очков. Да, им трудно было прийти к этому выводу. Это целый пласт культуры, и они очень близки. Но копы исходят из железного правила: нарушил закон – отправляйся в тюрьму. И стоят на том до самого конца. Мой герой в фильме, возможно иногда и срезает углы там и сям, или слегка хитрит, но все это для того, чтобы раскрыть преступление. «Давайте упрячем плохих парней туда, где они больше не смогут никому навредить». Так что часть веселья в этом фильме для меня заключалась во взаимодействии наших героев, типа «Ты от меня не избавишься, я все равно, в конце концов, возьму тебя за задницу».
Аффлек собрал уникальный актерский состав для своего фильма, включая некоторых выходцев из Чарльзтауна, чьи естественные характеры и местный диалект придали картине правдоподобие, которого так добивался режиссер. И среди всего этого микса особняком стоит Блэйк Лайвли молодая звезда «Сплетницы», которая играет Кристу, сестру Джема и бывшую девушку Дуга.
«Нам нужно было оживить этих людей и привнести правдивость и достоверность в характеры», говорит Лайвли, «Бен готов был окружить нас настоящими грабителями банков. Собственно, так и было. Ко мне подходил один парень и спрашивал, как долго я живу в городишке. И это был лучший комплимент, который я когда-либо получала. Случилось это под конец съемок, и парень подумал, что я из Чарльзтауна».
«У нас в фильме было много уголовников», со смехом добавляет Аффлек.
Лайвли играет Кристу, местную девушку с маленьким ребенком, которая считает Дуга стержнем их импровизированной семьи, состоящей из группы друзей. Лайвли считает, что жизненная ситуация Кристы обычна для некоторых районов по всему миру, и шансы выбраться из нее там практически равны нулю. «Там вы не можете сказать, что сами куете свою судьбу», говорит Лайвли, одетая в джинсы и рубашку-поло, что отличается от свитеров ее героини, как небо и земля. «Вы здесь живете и умираете. Какие-то люди, которые вас окружают, садятся в тюрьму, но так уж оно устроено. Такова ваша жизнь. Там не мечтают о том, кем будут, когда вырастут. Криста просто хочет пережить это все. В Дуге она видит ответ, и когда он хочет уйти, она хочет уйти вместе с ним. Вы можете решить, что она хочет быть любимой, но я думаю, что она прекрасно понимает – у нее нет никаких шансов заставить Дуга полюбить ее. Она просто хочет, чтобы кто-то был рядом, разделил с ней часть этой мути».
Рискуя
Аффлек-режиссер твердо следует совету, который получил давным-давно, когда работал с Гусом Ван Сентом над фильмом «Умница Уилл Хантинг» – ключ успеха в актерском составе. «Работы было море», размышляет он. «Я знаю, существуют парни, которые могут режиссировать с закрытыми глазами. От меня же потребовалось все мое внимание, пришлось полностью выложиться, и даже сверх того. К счастью, у меня был лучший актерский состав. Я каждый раз был просто неимоверно счастлив, когда работал над их сценами. Они все прекрасны. Их игра, правда, тащит на себе весь фильм, и я в большом долгу перед ними. И знаете, что? Всякий раз, когда у меня возникает проблема, находится добрая душа, которая решает ее».
Есть в фильме важнейшие эпизодические фигуры: ассистент менеджера банка Клэр, которого играет Виктор Гарбер, сидящий в тюрьме отец Дуга в исполнении Криса Купера и местный криминальный авторитет, сыгранный Питом Постлетуэйтом. «Они были так убедительны. Мы просто робели рядом с ними», говорит Аффлек. «Знаете, мне так повезло».
Если не брать во внимание актерский состав, то постановка «Города воров» была рискованным предприятием для актера/сценариста/режиссера. Аффлек, написавший сценарий в соавторстве с Аароном Стоккардом на основе бестселлера Чака Хогана «Принц воров», стремился вовлечь зрителя в действие, заставить его почувствовать биение пульса, увидеть глазами участника все три вооруженных ограбления, показанных в фильме. «В этом жанре есть потрясающие вершины, такие как «Схватка» или «The Friends Of Eddie Coyle», ну и другие. Но я надеюсь, у меня получилось создать свой вариант», говорит Аффлек.
Ограбление, открывающее фильм, в котором грабители носили маски смерти, снималось в банке Cambridge Savings. «В первый раз, когда мы привлекли внимание ФБР, у них остался снимок с камеры наблюдения – парень в маске скелета», вспоминает Аффлек. «Это было реально зловеще. Он был с ружьем и в такой жуткой маске, и мы решили и дальше строить на этом свои грабежи». Если не считать этих маскировочных костюмов, первая операция кинобанды была очень похожа на реальное ограбление банка Harvard Square, во время которого двоих нападавших застрелили.
Вторым действием группы стало ограбление инкассаторской машины среди бела дня, когда грабители переоделись монашками. Действо закончилось головокружительной погоней по узким улочкам города, когда нападавшие пытались покинуть город, прежде чем перекроют Чарльзтаунский мост. Это ограбление тоже воспроизводило реальные события. Чтобы поставить сцену погони Аффлек работал с руководителем каскадеров Гарри Хаймсом и вторым режиссером Александром Уиттом, используя игрушечные машинки на огромной карте. Затем, вместе с оператором Робертом Элсвитом он заснял предварительный маршрут с помощью широкоугольной камеры низко установленной на автомобиле. «Он хотел, чтобы происходящее на экране вызывало чуть ли ни чувство клаустрофобии», говорит оператор, «чтобы зрителю казалось, что он находится вместе с ребятами в машине, которая мчится по этим узким улицам, а в окнах все мелькает и проносится мимо».
Переходя черту
Аффлек снимал третье и последнее ограбление в Фэнвей парке. Никто не знает об этом американском историческом памятнике больше, чем Аффлек – фанат команды Бостон Рэд Сокс. И никто никогда бы и не посмел сделать то, что сделал он – превратить его в поле боя.
Британский продюсер Грэхэм Кинг был в шоке от того, что они не просто снимали в Фэнвейе, но снимали там ограбление со взрывами и тяжелым вооружением. «Для всего мира это величественное место, великий храм бейсбола», рассказывает он. «Невозможно просто так взять и соорудить съемочную площадку в таком месте. А для фильма это было очень важно. Ну, и все знали, что Бэн преданный поклонник Рэд Сокс, так что он и стал нашим пропуском для съемок в Фэнвейе».
Аффлек знал, что съемки невозможны без разрешения от Рэд Сокс и Главной лиги бейсбола. «Мы должны были очень постараться, чтобы убедить их в нашей ответственности и разумности. Они слишком круты, и все оказалось довольно сложно. Это же Рэд Сокс! Так что нам выделили определенные дни в промежутке между матчами, а потом туда должны были возвращаться Рэд Сокс и играть. Это было довольно напряженно, особенно для меня. Я же большой поклонник Рэд Сокс, так что для меня находиться в Парке было страшно волнительно, особенно в то время, когда там нет игры».
«Нам всем повезло с тем, что Бэн Аффлек – фанат. Если бы не это, мы бы о подобном даже не стали и думать», говорит Сэм Кеннеди, глава штаба Рэд Сокс. «Бэн – преданный член нашей фанатской базы, и в течение многих лет он сделал много хорошего для команды. Мы очень благодарны ему за это. А его фильм выводит Фенвей Парк на международный уровень, и мы понимаем ценность этого обстоятельства. Но пока еще в фильмах Фенвей Парк никогда не разрушали, и, поверьте мне, это обстоятельство обсуждалось не единожды на наших утренних совещаниях».
Аффлек снял эпическую перестрелку, происходившую в Фенвейе, прямо в разгар бейсбольного сезона. Ему пришлось устраивать съемки в то время, когда команда играла на выезде. Съемки были масштабными, в них принимали участие актеры, каскадеры, вспомогательный персонал, а также полицейские бостонского спецназа, и действующие, и уже вышедшие в отставку.
«Все было очень реально», вспоминает Джон Хэмм. «В один из дней у нас был Фенвей. У меня в руках была винтовка, и я стрелял, выла скорая, все взрывалось. И казалось, что все происходит на самом деле. Было шумно, кругом царил хаос, в общем, было легко играть собранность, целеустремленность и страх».
Тренировочный режим
Перед тем, как погрузить актеров в такие интенсивные съемки, режиссер заставил их пройти цикл жестких тренировок по обращению с оружием. «Это было великолепно», говорит Хэмм. «Вы же не хотите выглядеть на экране идиотом. Как будто до этого никогда не видели пистолета, не стреляли из него, ну и все такое. И я знаю, что многие полицейские любят этим заниматься. Они любят выискивать таких актеров и выворачивать их наизнанку».
После съемок в «Повелителе бури» Реннер, вероятно, был лучше других знаком с тем, как обращаться с оружием, но он также понимал, что в этом фильме он играет грабителя банка, а не солдата. «На самом деле, это довольно трудно», говорит он. «Я должен был выглядеть с пистолетом, как бандит, а не как военный. Но, да, это было весело. Ну, то есть, как будто детская игра в ковбоев и индейцев. Я не такой уж большой поклонник всяких механизмов, оружия, но оно мне нравится. И мне все это кажется забавным».
Не только «священный» Фенвей, но и сам Бостон представляет собой идеальную съемочную площадку, в особенности, район Чарльзтауна, который Бэзил Иванык, продюсер фильма, называет «местом перемен. За последние годы Чарльзтаун очень изменился к лучшему. Если я стану на одном из перекрестков и гляну в одну сторону, то увижу превосходные загородные дома и красивые деревья; прямо готовая раскадровка. Но если гляну в другую сторону, то за несколько кварталов обязательно будут какие-нибудь новостройки».
И это тоже помогло режиссеру привнести реалистичность в характеры героев. «В Чарльзтауне живут отличные люди», вспоминает Аффлек, «Они говорили с нами, с актерами. У Ренннера просто дар находиться в нужное время в нужном месте с нужными людьми. Он отлично умеет выуживать факты. Как будто шарит у них по карманам в поисках того, что пригодится для роли. Чарльзтаун – единственное место в мире, где после беседы люди, с которыми я разговаривал, просили: «Никому не говорите, что беседовали со мной», смеется он.
Они даже помогли Блейк Лайвли с костюмом для Кристы. «Для меня было очень важно выглядеть достоверно», рассказывает она. «Сьюзан Матесон – наш костюмер – была великолепна. Мы познакомились с парой девиц из микрорайона, и Сьюзан позволила им пошарить в костюмерной. Так и сказала: «Приходите, посмотрите, какую прикольную одежду мы тут прикупили», а они такие: «Ой, здорово, мне нравится». Я бы не смогла сыграть роль правильно, если бы меня нарядили в дизайнерское платье».
Людская история
Но гораздо большее значение, чем место съемок, имела человеческая история, которая помещена в центр фильма «Город воров», и которую сумел рассказать актер/режиссер Бен Аффлек. «Видеть на режиссерском кресле человека, который знает обо всех подводных камнях твоей профессии, бесценно», говорит Реннер. «Мы легко находим общий язык, и это самое главное. Мы говорили, как лучшие друзья. И было ощущение, что он понимает то, что мы делаем, потому что сам делает ту же работу рядом с нами».
«Это ситуация, когда ты полностью доволен тем, кто находится по ту сторону камеры, а он прекрасно понимает, что происходит с твоей стороны», добавляет Хэмм. «Лично меня это не беспокоит. Я обычно концентрируюсь на работе. Но Бен, находясь по обе стороны, сделал пребывание на этой съемочной площадке чрезвычайно приятным. Ты прямо чувствуешь, что о тебе заботятся».
«Поскольку он сам актер, он понимает, что у тебя есть собственные идеи того, как и что делать», добавляет Лайвли. «Помню свой первый день с ним. Мы снимали нашу сцену, и я уже готовилась услышать «Снято», потому что все, что было обговорено, уже сняли. Но он продолжал играть еще минуты три-четыре, мы сидели и просто говорили. При этом я оставалась в образе. Это был мой самый первый день, и говорила я с бостонским акцентом. В общем, я вживалась в образ, который очень сильно отличался от меня самой, и мне было очень важно получить возможность обкатать его».
Но он ощутимо присутствовал и по другую сторону камеры. «Когда он играет, он отдается сцене на 100 процентов», говорит Ребекка Холл. «И когда он снимает, то полностью выходит из кадра, смотрит на картину в целом, тоже отдаваясь этому на 100 процентов. Ему прекрасно удается разграничивать эти две ипостаси. Но он так естественно вписывался в историю. Он знает этих людей, и люди, которые играли с нами, они ведь многие из Чарльзтауна. Благодаря ему появлялась нужная степень достоверности».
Аффлек описывает свой актерский состав как выдающийся. «Я просто поражен, сколько труда они вложили в картину, с какой отдачей работали», говорит он. «Ребекка пришла к нам после той своей пьесы, с которой объехала весь мир. Джон снимался во время перерывов в съемках сериала «Безумцы» – появлялся в разной одежде во время всех этих монологов. Блейк заезжала в выходные – снималась в «Сплетнице», а Джереми только покончил со своим нон-стоп промотуром по поводу «Повелителя бури» и сразу же вгрузился в наш проект. Я был поражен с первого момента нашей встречи, настолько он был хорош. Он очень быстро освоил акцент. Да и вообще, он поразителен на всех уровнях».
Как актер, трансформирующийся в режиссера, Аффлек начинает понимать риск и ценность профессии режиссера. «Я все больше убеждаюсь, что принимать творческие решения стоит исходя из своих творческих инстинктов, а не позволять другим факторам вилять на них», говорит он. «Я стараюсь делать то, что считаю интересным и захватывающим. Иногда для этого есть возможности, иногда нет, но в этом моя цель. Я люблю режиссуру. Меня захватывает процесс. И когда что-то выстреливает (и даже, когда не выстреливает), режиссура приносит огромное удовлетворение. Так что я надеюсь продолжать».
Премьера «Города воров» состоится 21 октября.
@темы: Переводы, Журналы, Джереми Реннер, Статьи