понедельник, 16 января 2012
Нелюбимые поговорки сапёров, или The Hurt Locker (2008)
Дело было вечером.
Док взяла баночку оливок, вытянула ножки к монитору и ткнула пяточкой кнопочку воспроизведения. Кино было вроде как про сапёров. Из кино торчали провода, пахло порохом и намечался чёрный юмор. Периодически трясущаяся камера, минимум (чтобы не сказать — отсутствие) саундтрека, практически никаких компьютерных спецэффектов, крупные планы… трэшовенький арт-хаус, решила Док на десятой минуте кина, жуя оливочки.
А потом…
В общем, про оливки я забыла окончательно, когда центральный персонаж озвучил число обезвреженных им бомб. «
The Hurt Locker», он же «Повелитель бури», он же «Взаперти с болью» и ещё десяток версий перевода, был номинирован на «Оскара» за лучшую мужскую роль, и я понимаю киноакадемию. Центральный персонаж конкретен, как, простите, пиздец. Официальный русский перевод этого не передаёт, но по сети бродят матерные субтитры, которые дают нюхнуть пороху.
— Отчаянный мужик…
— Да долб#%б он, а не отчаянный.
И не поспорить, верьте на слово.И не поспорить, верьте на слово.
Меня особенно добило то, под какую музыку товарищ расслаблялся; прямо душевное родство ощущалось.))
Фильм снят так, что, когда команда подрывников осматривает здание, ты пытаешься заглянуть за угол вместе с героями с винтовкой наперевес. Ты постоянно ждёшь, что рванёт. Что пролетит шальная пуля. Что перекусят не тот провод. И при этом я бы не сказала, что в итоге кино какое-то слишком мрачное, вовсе нет. Там есть обрывок мелодрамы. Там есть элемент чёрной комедии. Там есть щепотка детектива. Причём последнее там настолько изящно ОБОРВАНО, что ощущение чужой страны, чужой культуры и чуждого менталитета накрывает похлеще, чем в «Совокупности лжи»; даже если будут душевные порывы помочь, исправить, разобраться — ты не поймёшь. Тебя не поймут. Просто не будет смысла даже пытаться.
Характерно, что всё это заплетено, спаяно и замотано метафорической изолентой так плотно, что отделить одно от другого невозможно.
Просто не знаешь, какой провод перекусывать…))
Я, кстати, была слегка в шоке, когда узнала, что фильм срежиссировала женщина. Если что, знайте, что теперь список людей, которых я при встрече попытаюсь носить на руках, пополнился именем Кэтрин Бигелоу. ТАК показать американскую армию, со всеми её надоедливыми психологами, теоретиками, не приспособленными к войне придурками, которые только в компьютерных играх и умеют стрелять… браво. Когда в самом начале фильма у подрывников отваливается колесо от тележки, на которой управляемый робот тащит заряд, сарказм в диалоге шкалит:
— Признавайся, сам тележку сделал?
— Не-е, американская армия…
Отдельный «приз зрительских симпатий» я хотела бы отдать слоняющимся по фильму кошкам. Грязным, пофигистическим кошкам из зоны поражения — непонятно, в чём душа держится, право. И я только сейчас понимаю, как они, в сущности, резонируют с главным героем.))
Но самое ценное в этом фильме — то, какое ощущение умиротворения он оставляет в итоге.
Потому что на самом деле обозначенный выше в тексте «долб#%б» — не отчаянный тип, пренебрегающий жизнью, а просто живой человек, который действительно знает и любит то, что он делает. И то, что он постоянно рискует — вещь иллюзорная. Потому что, когда сапёр, идущий обезвреживать бомбу на смертнике, говорит сослуживцу: «Потом поговорим», это вызывает нервный смех ровно до тех пор, пока ты не понимаешь: ЛЮБОЕ ТВОЁ ДЕЙСТВИЕ относительно этой реальности должно вызывать такой смех. Потому что человек, как мудро отметил тов. Булгаков, смертен до чрезвычайности внезапно. Вопрос только в деталях: как, когда и как к этому относиться. От старости или от взрыва. Чуть раньше или чуть позже. Делать из этого отравляющую существование трагедию или просто жить.
Так что в итоге этой корявой, но честной рецензии я покажу вам ИХ.
Режиссёра и ведущего актёра. Кэтрин Бигелоу и Джереми Реннера.
Запомните этих людей; они по-своему гениальны.
@темы:
Джереми Реннер,
Повелитель бури/The Hurt Locker,
Кино-рецензии,
Фото
Фильм действительно великолепен.Оставляет после себя очень приятное чувство.
Мои аплодисменты Кэтрин,я думала, что Аватар ничего не сможет обойти.Жестоко ошиблась.
Ну а то как сыграна главная роль, выше всяческих похвал!
Преклоняюсь перед фотографом - Анни Лейбовиц. Это фото из серии «актер и режиссер», которые она делала перед Оскаром 2010. Великий фотограф великих (и не только) людей. Она вроде приезжала в этом году и в Россию с выставкой. Если кто был – поздравляю, ее работы великолепны. В Америке ее очень высоко ценят, и есть за что.
Не меньше преклоняюсь перед Кэтрин Бигелоу. В Голливуде откровенно посмеивались – «женщина взялась снимать фильм про войну?! Ну-ну…». Припоминали ей «К-19», противопоставляли Кэмерона «о, экс-миссис опять взялась за мужское кино…».
Но ее собственный взгляд (реалистичный, жесткий, неженский) позволил сделать Кино с большой буквы. Браво, Кэтрин!
Про нереальные условия съемки я вообще молчу. Про это можно было снять отдельное кино. Но все, слава богу, выжили )))
Официальный русский перевод этого не передаёт
Это естественно. При дублировании перевод текста с другого языка – это только вершина айсберга. Текст надо «put on the lips» («уложить в губы»), т.к. фразы с одним смыслом на разных языках имеют разную длину, а звуки должны соответствовать движению губ (особенно при крупных планах). Поэтому от оригинального текста остается только смысл. Поэтому дословный перевод при дубляже технически невозможен (((( как бы не возмущались поклонники кино, смотрящие фильмы в оригинале, а потом в переводе.
Для меня самая сильная цитата фильма эта:
читать дальше
And the older you get, the more this happens and the fewer things you love. And by the time you get to be my age, sometimes you only love one - or two - things. With me, I think’s it’s one.
….
Days left in Delta company’s rotation: 365
"Повелитель бури" - из разряда тех спокойных, максимально приближенных к действительности фильмов, где действие развивается неторопливо, постепенно концентрируясь в плотное, почти физическое напряжение, которое еще долго не отпускает после финала. Кэтрин Бигилоу обнажила в фильме главный нерв войны, за два с небольшим часа изобразив достоверный портрет человека, для которого она стала болезненной привычкой. Снятый честно и без малейших признаков агитки или слюнявого пафоса, это простая история обыкновенного безумия, которое при определенных обстоятельствах становится нормой.