Рожден играть*
Автор: Nick Ward
Это тот самый парень. Вы его знаете. Где он только не играл. Нет, не тот. Другой. Который был солдатом в фильме про войну. Еще он был в проекте у Бена Аффлека. Он правда клевый. Кажется, он играл Зеленую Стрелу в «Мстителях»...
Автор: Nick Ward
Это тот самый парень. Вы его знаете. Где он только не играл. Нет, не тот. Другой. Который был солдатом в фильме про войну. Еще он был в проекте у Бена Аффлека. Он правда клевый. Кажется, он играл Зеленую Стрелу в «Мстителях»...
Позвольте начать с ужасного признания. Недавно я опозорился в магазине комиксов. Мне нравится считать себя знатоком в мире вымышленных героев и научной фантастики. Заметив известного актера с арбалетом в фильме «Тор», я уверенно поинтересовался у продавца комиксов: «Вы видели Зеленую Стрелу в "Торе"?» Он отвернулся и пренебрежительно промямлил: «Конечно. Вы имеете в виду Соколиного Глаза?» Вот позор. Понимаете, Зеленая Стрела — герой-лучник DC Comics, а в мире Marvel это Соколиный Глаз. Ох, чизбургеры и одиночество.
СТАТЬЯИтак, это парень, который орудовал луком и стрелами в «Торе». Сегодня мы хорошо подкованы в фильмах, поэтому когда видим известного актера в какой-нибудь маленькой роли, мы знаем, что за этим последует. Например, смотришь серию CSI и вдруг появляется Джон Малкович в роли «невинного свидетеля», и ты понимаешь, что в итоге именно он окажется убийцей. Поэтому «тот» актер в «той» роли из «Тора» захватил мое внимание. И я уверен, захватил внимание фанатов по всему миру. Это был еще один хитрый ход, ведущий на пути к «Мстителям». Marvel, ты коварен.
Но кто же был «тем» актером? Я видел его так часто. Он появлялся то тут, то там. Он был известен, но я никак не мог вспомнить. И вот озарение. «Повелитель бури»! Для тех, кто в танке, поясню: «Повелитель бури» — это фильм, который украл Оскар у «Аватара». Он рассказал душераздирающую историю про трех саперов, участвующих в иракской войне. Он был снят Кэтрин Бигелоу (бывшей женой Джеймса Кэмерона), а сценарий написан Марком Боалом, независимым писателем, работавшим журналистом в Ираке в 2004 году. Фильм собрал относительно хорошую кассу, но после победы люди ринулись его смотреть. Что же такого особенного в этом фильме, что он обошел «Аватара» на Оскаре?
Что ж, главная причина — это парень по имени Джереми Реннер.
Дебют Реннера состоялся в 1995 году, когда он сыграл отстающего студента в «Большом путешествии». И хотя критики разнесли этот фильм, его пригласили поучаствовать в сериалах «Смертельные игры» и «Странное везение», а также предложили маленькую роль в телефильме «Предательство друга». Конечно, все это не назовешь прорывом в кино, однако он появился. Подрабатывающий актер, выступающий в довольно сильных ролях. Тем не менее он не делал ничего такого, что заставило бы Голливуд обратить на него внимание.
Уверен, не многие из вас видели его ранние работы. Я не видел. Подготовка подобной статьи может принимать многие формы. Друзья часто спрашивают меня о предмете статей. Кузен просто спросил: «Кто это вообще такой?» Однако, по счастью, я упомянул имя Реннера за обедом с другом. Он ходячая энциклопедия, когда речь заходит о фильмах. И тут его глаза загорелись. Он с жаром начал рассказывать о ранних ролях Реннера. Впечатляющая игра, которая известна настолько, насколько о ней никто не знает**. Естественно, я попытался разобраться, но это оказалось почти невозможно. Похоже, это редкая жемчужина. Редкая черная жемчужина.
Фильм «Дамер» рассказывает о серийном убийце, Джефри Дамере, который убил 17 мужчин. Он убивал, насиловал, расчленял, был некрофилом и каннибалом. В итоге его до смерти забил заключенный в тюрьме, где он сидел. Не совсем героичная роль, но как мы знаем, актеры часто воплощают темные стороны, чтобы исследовать человеческие глубины. Это называется глубокими ролями.
Такие фильмы, как «Дамер», сфокусированы не только на неприятном, безумном главном герое, но на неприятном и безумном герое, которого мы все знаем. Однако этот фильм делает удачную попытку показать Дамера не монстром, а человеком. От персонажа Реннера бросает в дрожь. Показано несколько его ужасных деяний, однако крови не много. Гомосексуальность Дамера упомянута, но по большей части скрыта от зрителя, который видит лишь монтаж из сцен насилия отключенных наркотиками тел. Не самое приятное зрелище. А Реннер играет так, что сложно полюбиться публике. Никто не хотел бы встретиться с Дамером. Реннер достиг этой цели.
В общем, это была заметная игра, на которую никто не хотел смотреть. Однако в киноиндустрии иногда великолепной игры в фильме, который никто не смотрит, может быть вполне достаточно. Более чем достаточно. Что вылилось в номинацию на премию Independent Spirit Award за лучшую мужскую роль. Затем Реннер появился в фильме S.W.A.T. с Колином Фарреллом. А дальше — несколько второстепенных ролей, все больше и больше привлекающих внимание. И наконец он получил главную роль — сержанта первого класса Уильяма Джеймса в «Повелителе бури».
В фильме изображены солдаты, которые выполняют самую опасную работу в мире — разминирование бомб в разгаре сражений. Когда новый сержант Джеймс возглавляет команду тренированных саперов, он опрометчиво втягивает своих подчиненных в смертельную игру. Джеймс ведет себя так, будто ему безразлична смерть. Пока солдаты пытаются укротить своего бесстрашного командира, город погружается в хаос взрывов, а личность Джеймса раскрывается так, что меняет каждого мужчину. Игра Реннера настолько захватывающая и цельная, что все держится на нем. Фильм так успешен благодаря ему.
«Повелитель бури» наполнен напряжением и мастерски снят Кэтрин Бигелоу. В фильме все направлено на изображение правды об иракской войне. Там нет никакой романтики. Это опасная война. Этот фильм не боится показать, через что на самом деле проходили солдаты в этой непопулярной войне. Истинная цель фильма — не восхвалять солдат, а дать им понять, что мы вместе с ними. Чтобы мы схватились за ручки кресел и почувствовали страх, напряжение и опасность положения этих ребят. Чтобы мы не просто смотрели кино, а участвовали во всех событиях.
Игра Реннера заставляет нас смеяться, удивляться, проливать слезы и кричать в негодовании. Характеры не плоские, а фильм постоянно напоминает о том, что солдаты — обычные люди в обстоятельствах войны, отчего цель достигается еще эффективнее. Это мастерская работа, выполненная благодаря сценарию, режиссуре и актерской игре. Это крепкий, идеальный маленький шторм, в смертельном центре которого стоит Реннер. И если там есть то, что полюбит Голливуд, он окажется в победителях. Или в данном случае — тот, кто сыграл в победителе.
Позже Реннер закрепил свой победный статус в «Городе воров» Бена Аффлека. Эта роль принесла ему вторую номинацию Академии.
В результате он вошел в моду, но в отличие от других голливудских фаворитов (мы о вас, Меган Фокс), у него хватило таланта и мозгов взять золотую корону и нести ее, а не позволить ей пылиться на полке.
Вскоре он внес свою лепту в два огромных проекта прошлого года: «Мстители» и «Миссия невыполнима: протокол фантом». Это были второстепенные роли, но он по-прежнему показывал игру высокого класса, что привело его к главной роли в собственной франшизе. Ну, если откровенно, это была франшиза Мэтта Деймона, однако тот отказался от нее, а зрители хотели продолжения. И вот Джейсон Борн.
«В игре всегда несколько фигур», — гласит слоган фильма. И судя по фильмам про Борна, в это легко поверить. Кроме того, с таким актером, как Реннер, в главной роли мы уверены, что это не очередная попытка срубить денег. Это не бездушный видеопересказ «Борна». Нет, это, по всем признакам, «Наследие Борна». Реннер играет Аарона Кросса, нового героя, который попадает в ситуации «жизнь или смерть», получивших свое начало в предыдущих частях. Может ли Борн по-прежнему существовать без Мэтта Деймона? Почему нам не задать этот вопрос ему самому? На прошлом «Комик-Коне» Мэтт Деймон рассказал о наследии франшизы: «Этим летом с Джереми (Реннером), да. Он потрясающий, один из любимых моих актеров и я верю ему. Знаете, когда мы говорили с Полом о возможном продолжении, кому передадим франшизу, Реннер был первым, кто всплыл в нашем разговоре».
Съемки были покрыты тайной, что нелегко в наше время интернета, где спойлеры стремительно выползают наружу. Так что если мы хотим узнать правду о фильме, нужно поговорить непосредственно с его героем. Что также дает нам возможность обсудить его жизнь и работу.
— Как роль в «Борне» попала к вам в руки?
— Очень в духе Борна. Некто прилетел в Германию, где я снимался в «Гензеле и Гретель». Постучал в дверь, протянул сценарий и сказал: «Когда закончите, позвоните по этому телефону». Очень по-шпионски. Я прочитал, мне понравилось и я подумал, что буду идиотом, если откажусь.
— У вас были сомнения насчет роли, зная, что Мэтт Деймон играл Джейсона Борна в предыдущих фильмах?
— Единственное сомнение могло быть, если бы мне пришлось играть Джейсона Борна. Все было просто, потому что я играл не его. Теперь, когда вышел трейлер, вы понимаете, о чем фильм.
— Кто он, ваш персонаж Аарон Кросс?
— В основе своей это человек, который хочет принадлежать. Он хочет быть частью чего-то. Он полная противоположность Джейсона Борна. Борн пытался понять, кто он такой, тогда как Аарон Кросс прекрасно знает, кто он такой. Он знает, что ему нужно — быть частью команды.
— В фильме обалденная сцена погони на мотоциклах в Маниле с Рейчел Вайс. Как вы готовились?
— Я должен был привыкнуть к этому мотоциклу. Это внедорожник, на котором я раньше не ездил. Я привыкал к нему и к езде с пассажиром. Если бы я был один, то рискнул бы выполнить какие-то трюки, но когда я отвечаю за человека сзади, это другое. Я должен был постараться и привыкнуть к мотоциклу как можно лучше.
— Вы брали курсы?
— Я тренировался один, а также работал с Дэном Брэдли, который свел меня с тренерами. Когда мы приехали в Манилу, я работал с Дэном и нашими мотоциклистами.
— Консультировались ли вы с ЦРУ при подготовке к фильму?
— Нет, в основном это была физическая подготовка. Я должен был все делать реалистично, например драться. В этом я тренировался. Такие вещи нельзя подделать.
— Вы не производите впечатление человека, который не умеет драться.
— Не знаю. Я не дрался со второго класса и хотелось бы, чтобы так и было.
— В «Наследии Борна» ваш персонаж Аарон говорит о таблетках, которые программируют поведение. Это отсылка к стероидам, которые используют спортсмены, те, что повышают силу до суперуровня?
— Нет, не думаю, что речь об этом. Это определенная вещь, которую я не могу раскрыть, т.к. это спойлер. Это не попытка сделать двусмысленное заявление о чем-либо.
— Думаете, есть такие люди, как Аарон Кросс?
— Ой, я не знаю. Если и есть, то мне не встречались.
— Вы читали серию книг Роберта Ладлэма про Борна?
— Нет, не читал. На это требуется время. А я очень ограничен во времени сейчас. Обычно читаешь для отдыха. А я читаю для образования. Последний раз ради отдыха я читал лет 15-20 назад.
— В фильме есть сцена, где вы карабкаетесь на дом. Сколько дублей вы сделали?
— Эта сцена потребовала много работы. Интересная и сложная сцена. Мы сняли около 20 дублей. Выматывающе. По-моему, они использовали второй дубль.
— Вы были в лучшей форме в этом фильме или в роли Соколиного Глаза в «Мстителях»?
— Они следуют друг за другом. Наверное, в этом фильме я был в лучшей форме, т.к. у меня было больше времени для тренировок.
— Съемки «Наследия» проходили в разных странах, включая Канаду, Южную Корею и Филиппины. Какое место больше всего запомнилось?
— Мы хорошо повеселились в Альберте (Канада), т.к. был канун Рождества и шел снег. В Калифорнии такого нет. Было очень красиво, хотя борода мне не нравилась.
— Это не ваша борода?
— Нет. Невозможно ее отрастить в середине съемок. Сначала надо отрастить, а потом снимать последовательно. Такого не бывает.
— А волки были настоящие?
— Да, настоящие волки.
— Насколько было холодно в горах?
— Очень холодно. Самый запоминающийся момент — холодная вода. Тяжело было. И к этому нельзя подготовиться. Ты просто входишь туда и замерзаешь, и надеешься, что твое сердце не остановится.
— Какие удобства вам нужны на съемках?
— Я путешествую налегке. Мне нужна только еда. Как пещерному человеку.
— Вы еще и музыкант. Какую роль играет в вашей жизни музыка?
— Я беру с собой музыку, если мне нужно подзарядиться. Слушаю по утрам в наушниках, пока готовлюсь к съемкам. Около часа я делаю растяжку и бегаю, разогреваюсь, чтобы избежать травм.
— Участвуя в «Наследии Борна», вы готовы к сравнениям с прошлыми фильмами?
— Не совсем, потому что этот фильм связан с предыдущими. Он развивает тему и продолжает историю. Этот фильм идет параллельно «Ультиматуму Борна», чьи события происходят в то же самое время. Наш фильм раздвинул пределы и ракурс того, о чем идет речь во вселенной Борна.
— Вы заключили контракт на продолжение?
— Если фильм будет успешен, думаю, мы с радостью сделаем еще один.
— Десять лет назад вы сыграли печально известного серийного убийцу Джефри Дамера. Но ваша роль в «Повелителе Бури» изменила всё. Теперь вы участвуете в крупных проектах, таких как «Миссия невыполнима...», «Мстители» и «Наследие Борна». Вас, наверно, это должно радовать.
— Я считаю, что мне очень повезло. Здорово, когда есть работа, но приятнее, когда люди видят твою работу. А если фильм успешен и делает кассу, еще лучше. Это прекрасное чувство.
— Можете рассказать о вашей продюсерской компании The Combine?
— Это еще одна возможность для творчества. Вместо того чтобы раскрашивать дом, я заключаю договор. Этим и занимаются продюсеры фильмов. Когда я работаю, я стараюсь взять на себя больше обязанностей, чем требуется. Я не просто актер, который пришел поработать. Я всё продумываю и я очень люблю кино. The Combine позволяет объединять людей, которых я считаю талантливыми, и мне эта идея очень нравится. Они могут снять кино, которое не принимают студии или которое снимают раз в год. Думаю, это перспектива для таких прекрасных фильмов, как «ПБ» или «Город воров» или фильмов, которые не являются массивными франшизами, где ты надеваешь трико и накладываешь компьютерную графику. Я готов поноситься с такими фильмами.
— Эти проекты — ваша страсть?
— Да, но надеюсь, что они будут коммерчески успешными. Мы хотим, чтобы они преуспели и люди их увидели. Мы не заинтересованы в арт-хаусе.
— Вы также планируете сняться и спродюсировать биографический фильм о Стиве МакКуине. Он был вашим кумиром в детстве?
— Думаю, он икона. Я не был фанатом, но видел несколько его фильмов. Мне кажется, он интересный человек и его будет интересно исследовать. Это честь.
— Что делает его иконой?
— Думаю, то, что мы знаем о нем, только часть того, каким он был. Он противоречив. Он щедр и в то же время скуп. Он постоянно полярно противоположен самому себе. Его воспитание тоже интересно. Мне не терпится начать этот проект.
— Вы до сих пор ремонтируете дома?
— Да, и сейчас этим занимаюсь. Эта работа — часть моей жизни, и я не планирую заканчивать. Мне правда очень нравится это делать. Это такая осязаемая вещь, которая будет существовать, даже когда кино закончится. Я помогаю обрести людям дома.
— Сложно расставаться с этими домами, когда вложил в них столько любви и заботы? Вы к ним эмоционально привязываетесь?
— Это как домашний питомец. Собака вам не принадлежит, вы снабжаете ее всем необходимым, но она не ваша. Для меня это как дети. Они не принадлежат вам. Вы стараетесь дать им все необходимое для жизни. Потом они вырастают, вы снова даете им необходимое. И потом вы перестаете быть родителями. И то же самое с домами. Вам ничего не принадлежит. Вам просто повезло делить этот опыт с другими людьми.
Вот такой он, Джереми Реннер. Кинозвезда, продюсер и мастер на все руки. А еще он тот парень, ну вы знаете, который играл того парня в том фильме.
___________
* В названии вместо born (рожденный) использовано имя Bourne.
** В смысле известно, как он хорошо играет, и при этом не многие знают об этих работах.